Игровая зависимость относится к форме психических расстройств, которое выражается в маниакальном увлечении, как компьютерными, так и видео играми. Самую сильную привязанность вызывают сетевые игры.
Для игромана реальный мир становится менее важен, интересен чем виртуальный. Бывают случаи, когда игрок полностью утрачивает связь с реальностью. Подростки перестают общаться со сверстниками, родителями, их не интересует учеба.
Вся реальная деятельность сводится к скорейшему возвращению к игре. Взрослые люди игнорируют свои повседневные обязанности, полностью погружаясь в виртуальную реальность.
Понять причины зависимости сложно, но это крайне важно, для борьбы с пристрастием. Они зависят от разных факторов.
•Личный фактор. У личности есть качества, которые могут привести к зависимости (депрессивность, вспыльчивость, низкая самооценка, неуверенность в себе, неудовлетворенность, отсутствие самоконтроля). С помощью игры, зависимые люди защищаются от внешнего мира.
•Окружающая среда. Доступность гаджетов и игр, агрессивная реклама.
•Внутренняя расположенность к зависимости. Мотивами, в этом случае будут: получение удовольствия (риск, доминирование), уход от проблем, приятные чувства (возбуждение и волнение от игры).
•Фактор семьи. Плохие отношения с близкими, ошибки в воспитании. Старшие члены семьи не показывают подобающий пример поведения. Нет четкого разделения границ и ролей между членами семьи. Двойные стандарты поведения.
Достижения, которые игрок получает, побуждают его к продолжению игры. Желание получить это вознаграждение сопровождается выбросом «гормона радости». Что сравнимо с алко — или наркозависимостью.
1.Нулевая стадия. Человек играет ради отдыха, развлечения. Небольшими отрезками времени. При отсутствии желания, с легкостью перестает играть.
2.Начальная стадия. Игрок еще может реально ощущать потраченное время. Может подавить слабое желание играть. Игры случаются редко, но частота их растет.
3.Средняя стадия. Все реже получается давить желание уйти в виртуальный мир. Время игры и количество подходов неуклонно растет. Во время реальной жизни, геймер все чаще мысленно возвращается в игру. Возникают фантазии, сны по поводу игр.
4.Выраженная стадия. Нет внутренних ограничений по времени проведенному за игрой. Человек не может больше бороться с желанием играть, это становится смыслом жизни. Цель игры – сама игра, несмотря на поражения, которые там случаются. Эта стадия отмечена состоянием суженого сознания. Выходом из четвертой стадии может быть только лечение.
Так как игромания это психологическая болезнь, то основным способом лечения является помощь психотерапевта. Известно, что способ самому отказаться от игры и не сорваться, является малоэффективным.
Существует несколько способов терапии:
— индивидуальная;
— групповая;
— семейная.
Наилучшим методом считается совмещение всех трех способов.
Сегодня, популярна система «12 шагов», которая применяется для лечения наркомании и алкоголизма. Она основана на последовательности личных поступков и включает в себя:
— признание проблемы,
— просьба о помощи,
— попытка научиться доверять миру и людям,
— трезвый взгляд на себя,
— попытка поменять поведение,
— обретение нового себя.
Однако, успешность этой системы не более 50% от числа обратившихся за помощью.
Так же, для лечения зависимости применяются разнообразные тренинги социальных навыков.
Конечно, никто не отменяет простые разговоры с зависимыми, в спокойной обстановке, с добрым посылом. Важно вызвать доверительное отношение. Полезным будет привлечением к проблеме других родственников и друзей, которые будут действовать в одном направлении. Один разговор не поможет, но если работать последовательно и упорно, то возможно добиться результата.
Помимо периодических бесед действенным будет и смена обстановки, новые интересные занятия. Необходимо увлечь игромана чем-либо из реальной жизни.
В любом случае не стоит сдаваться. Игроман – это больной человек и нуждается в помощи и поддержки близких и родных.